Дети – изгои. Как помочь?
(информация для родителей)
Взрослые, отдавая ребенка в детский коллектив, мечтают, чтобы он был дружелюбно принят, комфортно себя чувствовал, успешно развивался и рос. Ребенок, также хочет быть «своим» в группе сверстников, стремится к признанию и позитивной оценке.
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.
Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая?
Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли или активного неприятия одноклассника. Им, по каким-либо причинам, не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек, а в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться.
Инициаторами травли могут стать:
- активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
- агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;
- дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
- дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на "своих" и "чужих";
- эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
- максималисты, не желающие идти на компромиссы (особенно в подростковом возрасте).
Кто и почему становится изгоем?
Изгоем в классе, в коллективе, в обществе?
Чем больше ребенок не похож на других, чем он необычнее — в поступках, суждениях, мыслях, тем больше шансов у него стать изгоем. Ну не любят у нас «белых ворон», не таких, как все, ненормальных, особенных... «Слишком толстый, слишком длинный, очкарик, лопоухий, шепелявит, шкет, шут гороховый, бормочет все время что-то под нос»… Список эпитетов, получаемых от сверстников в фантике «обычной» детской жестокости - масса!
Возьмем самое распространенное, что может не понравиться или семь причин стать изгоем:
1. Нестандартная внешность (любые физические недостатки, дефекты речи, заикание, носит очки и т.д.)
2. Проявления энуреза, энкопреза (недержание) и др..
3. Тихость и бесконфликтность, не умение за себя постоять.
4. Чрезмерная опека ребёнка со стороны взрослых, демонстрируемая на глазах других.
5. Частые пропуски занятий в школе (здесь уже дети следуют за взрослым-учителем, который «беспокоится» о должном уровне посещаемости в классе).
6. В начальной школе — ребёнок слабо успевающий, в среднем звене и выпускных классах, с точностью до наоборот — отличник, «ботаник».
7. Ябеда, стукач.
Как правило, изгоев «назначают» уже во 2-3 четверти первого класса, на поиски жертвы много времени не уходит, удостоиться такой «чести» могут и новенькие, не сумевшие сориентироваться и зарекомендовать себя в новом коллективе.
Жертвами часто становятся те ребята, кому уделяется повышенное внимание учителя. Причем, чем больше педагог хвалит и сравнивает его с другими, тем более услуга становится «медвежьей».
Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят "выскочек" - тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или детей, идущих против класса, например, отказывающихся сбежать с урока.
Но ребенку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.
Как можно заподозрить родителям, что их ребенок — изгой?
1. Не хочет идти в школу, даже если сделаны домашние задания.
2. Мало говорит об одноклассниках, практически никого не упоминает.
3. Радуется, если заболел.
4. Не знает или не желает никому позвонить, чтобы узнать домашние задания.
5. Никто из одноклассников не звонит, не приходит в гости.
6. Сам тоже никого не зовет, даже на день рождения.
7. Приходит из школы взвинченным, нервным.
8. Иногда появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он «не знает».
9. Пропадают и быстро портятся его вещи, даже если ребенок аккуратен.
Попытки родителей сразу же во всем разобраться и, главное, во что бы то ни стало, наказать преследователей, имеет некоторый вес в начальной школе, да и то не всегда. Ребенок тут же автоматически становится еще и ябедой. Обидчики начинают действовать более изощренно, могут угрожать расправой, если он еще раз заикнется о травле. Преподаватели недовольны, так как они вынуждены встревать в конфликт и решать далеко непростую ситуацию с родителями жертвы, мучителей. Потом подключается администрация школы…
Как помочь ребенку, ставшему изгоем?
1. Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек - на все 100%. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ему нравится, что у того что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.
2. Если среди одноклассников найдется защитник жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно, если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) - большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.
3. Если помочь ребенку-изгою выработать новые стереотипы поведения. Ребенку следует объяснить, что его молчание на издевательства одноклассников только усиливает их желание оскорблять его еще больше. Нужно научить ребенка правильно реагировать на ситуацию, «давать сдачи обидчикам». Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации травли нельзя молчать, плакать, убегать, а следует спокойно указать обидчикам на имеющиеся у них недостатки.
4. Учитель должен в обязательном порядке присекать травлю кого бы то ни было в детском коллективе. Именно при попустительстве или прямом участии в траве учителя, дети-изгои подвергаются травле. Учитель должен объяснить детям, что в каждом человеке есть и достоинства, и недостатки. Те, кто способен в другом разглядеть положительные черты, тот умен и мудр, а те, кто способен видеть в окружающих только их недостатки - поверхностны и глупы. Так же следует объяснить детям, что люди всегда становятся такими, какими их хотят видят окружающие. Учителю следует отдельно проработать ситуацию и разобраться с зачинщиками и преследователями жертвы, при необходимости вызвать их родителей в школу, и совместными усилиями объяснить детям, что такое надменное и оскорбительное поведение в коллективе недопустимо.
5. Детей-изгоев, обладающих ярко выраженными способностями (например, к музыке, живописи, математическими способностями и др.) следует отдать в школу, где такие способности будут оценены по достоинству – например, отдать ребенка в музыкальную, художественную, физико-математическую школу. Возможно ребенок, как в сказке “Гадкий утенок” просто попал не в свой круг. Общаясь с детьми с аналогичными способностями, он обретет надежных друзей и поддержку учителя.
6. Родителям следует разобраться, что стало причиной непопулярности их ребенка и попытаться ее устранить. Может, ребенок выглядит не слишком современно? Тогда следует заняться его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Следует заинтересовать каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Кто-то из родителей может стать для ребенка репетитором или привлечь специалиста. Недооценивает себя? Необходимо помочь ему обрести уверенность в своих силах и способностях. Родители должны подчеркивать достоинства своего ребенка при каждом удобном случае. Не скупиться на похвалу, восхищаясь своим чадом и не забывать, что ребенок смотрит на себя глазами своих родителей.
Ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе - любое дитя уникально и обладает своими достоинствами!