Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Опыт Березиной Т.В.

Дата: 23 сентября 2018 в 16:55

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ»

Березина Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

тел(802133)61221

Актуальность опыта

Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и  родителей. Телевизор и компьютер стали альтернативой книге в современном мире. Отсутствие традиций семейного чтения приводит к тому, что читающих детей становится всё меньше, наблюдается спад читательского интереса.

Овладение чтением – сложный и длительный процесс для ребёнка, который отнимает у него много сил и времени. И пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать, этот процесс будет доставлять ему мало радости. А несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению по всем школьным предметам. Учитель должен сделать всё, чтобы облегчить этот процесс. Поэтому на каждом уроке необходимо налаживать целенаправленную психологическую подготовку учащихся: «Если  ты очень хочешь, то начнёшь быстро читать».

Анализируя динамику беглого чтения учащихся предыдущего выпуска, я обратила внимание на то, что не все дети читают бегло, а их скорость чтения с переходом в старшие классы у некоторых  не увеличивается, а уменьшается. Из своих наблюдений я поняла, что работа над формированием и автоматизацией технических навыков часто недооценивается, потому что основной акцент учителей ложится на смысловое чтение в ущерб скорости. Торопясь переключить ребёнка на работу по осмыслению прочитанного, я заметила, что нарушается естественный психологический процесс формирования чтения и создаются условия для появления ошибок.

Я задумалась над тем, как изменить ситуацию. Как помочь сформировать у младших школьников навыки правильного беглого (оптимального) чтения, т.е. чтение в темпе разговорной речи. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками, к нему в течение столетий приспособилось мышление человека и его артикуляционный аппарат.

Общепедагогическое и практическое значения данной проблемы послужили основанием для выбора темы опыта.

Цель опыта

Формирование навыка правильного беглого чтения через использование системы упражнений.

Задачи опыта

В процессе работы над темой решались следующие задачи:

  1. Выявить  факторы, препятствующие развитию скорости чтения и найти способы их преодоления.
  2. Отобрать и систематизировать систему упражнений по формированию навыка правильного беглого чтения на уроках литературного чтения
  3. Проанализировать   эффективность использования системы упражнений.

Ведущая идея педагогического опыта

Система упражнений, которую я использую, позволит сформировать у учащихся навык  правильного беглого чтения.

Описание сути опыта

Чтение является сложным актом, который включает в себя:

Технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой. Эти две стороны находятся между собой в тесной взаимосвязи и оказывают влияние друг на друга. Изучая эту проблему углубленно, я убедилась, что существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых я выделила, на мой взгляд, шесть основных:

- неправильное дыхание

- нарушение артикуляции

- регрессии

- малое поле зрения

- природный темп деятельности

-  отсутствие антиципации

Устранение этих причин облегчает процесс формирования навыков правильного беглого чтения.

 Учитывая эти проблемы, я разработала систему упражнений, помогающих  устранить причины, тормозящие развитие и совершенствование технической составляющей процесса чтения и улучшить навык чтения.

Применение упражнений в системе, велось мною последовательно и поэтапно. Выделение эти этапов условно, в учебном процессе эти этапы взаимосвязаны. Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. В процессе работы, я пришла к выводу: чтобы освоить какие-то умения, довести их да автоматизма, совсем не обязательно проводить длинные по времени упражнения, лучше короткими порциями, но с большей частотой.

На первом подготовительном этапе работы (1 класс), начиная с уроков обучения грамоте,  использую упражнения на постановку дыхания и формирование правильной осанки. Выполнение упражнений данного вида помогает детям научиться грамотно «расходовать» воздух при произнесении слов и фраз, неслышно «добирать» его во время паузы. Провожу их в игровой форме, в виде речевых разминок перед чтением или во время физкультминуток.

 Вот некоторые упражнения, которые начинаю проводить с первого класса:

взять дыхание и на выдохе произнести заданные звуки,

 «Задуй свечу», «Надуй воздушный шарик», «В цветочном магазине», «Выдох со счётом», «Каша кипит», «Пильщики». Эти упражнения формируют умения различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха); делать правильный вдох (носом); учат «увеличивать объём лёгких» за счёт правильно распределённого воздуха; развивают умение правильно вдыхать.

В последующих классах упражнения усложняю (взять дыхание и на выдохе произнести заданную пословицу или поговорку)   (Приложение 1)

Нарушение артикуляции напрямую связаны с развитием речевого аппарата и особенно полезны для первоклассников. На данном этапе обучения знакомлю с буквами и во время чтения в начале урока применяю для развития беглого чтения различные буквенные и слоговые таблицы, постепенно увеличивая темп чтения.

Начинаю упражнения с показа артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, и, э. Учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, затем в сочетаниях: а - у, а - о, ы - и, э - а, и - о и т.д.

 Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.

После обработки произношения гласных включаются сочетания гласных и согласных: ба, б0, бы, бэ, би, ва, во, ву, вэ, ви  и т.д.

Практически разминки на уроке провожу таким образом: на доске выписываются гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение проводится хором и индивидуально, включая соревнования по рядам.

Далее провожу чтение различного рода сочетаний гласных, например:

 а о у и э, а и у о э;

 согласные: з - с - ж, ш - ж - с;

 согласных и гласных: же, че, ща, тра, три.

Затем прочитываем слова и предложения медленно, быстро, за учителем, хором, индивидуально, в паре, по вариантам, по рядам.

 Широко использую игры с мячом «Звук за мячом», бросая мяч детям, я посылаю звук, слог, слово, учащиеся повторяют задание и бросают мяч обратно. Варианты  проведения игры: бросьте звук, как воздушный шарик; нежно переложите его на мои ладони; поиграйте с ним, как с баскетбольным мячом; игра в теннис. Главное, чтобы дети не забывали про дыхание и правильное произношение.

Подбираю на каждую букву чистоговорки, предлагаю детям самим придумывать их на любое сочетание букв.

 Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

 Ло – ло – ло – на улице тепло.

 Ры – ры – ры – летают комары.

 Чтение скороговорок в темпе. Соединяю вместе два требования: четкую артикуляцию (особенно окончаний) и высокий темп. Ребенок читает скороговорку, выполняя оба требования. Использую такие упражнения в качестве разминки перед основным чтением.    

• Утром, присев на пригорке,
  Учат сороки скороговорки.
• От топота копыт пыль по полю летит.
• Шел Егор через двор с топором чинить забор.
• Проворонила ворона вороненка.  (Приложение 2)

Так же, на этом этапе, веду работу по предотвращению регрессии  - возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Этот недостаток – самый распространенный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Определить, присутствуют ли регрессии в чтении ребенка, можно с помощью наблюдения. Ребенок читает незнакомый текст, а я слежу за движениями его глаз и речью. Мои наблюдения показали, что при чтении у некоторых учащихся взгляд постоянно возвращается назад для перечитывания (сначала прочитывает слово про себя, а затем вслух) или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два- три раза для понимания и в чтении отсутствует плавность.

Для устранения регрессии я использую  упражнение «Чтение с окошечком». С правого края прямоугольника вырезаю небольшое отверстие « окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3 – 4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала мной, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из – за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

Второе упражнение по предотвращению регрессии, которое я практикую - это использование листа бумаги, закрывающего строки текста выше того места, где ребёнок читает, для предотвращения их повторного прочтения. Медленно и равномерно сдвигать лист вниз, и стараться прочитать строки текста до того, как лист закроет их.

 Первое время на это упражнение потребуется очень много внимания. Надо стараться двигать лист вниз чуть быстрее, чем ребёнок  может читать.

Каждую страницу читать только один раз. ( Приложение 3)

На втором этапе формирования правильного беглого чтения (2-3 классы) в конце каждого урока оставляю 2-3  минуты для самозамера чтения учащимися. Учащимся предлагаю в течение одной минуты читать текст в полголоса и отметить, до какого слова дочитали.  Затем пересчитываем прочитанные слова и записываем результат в читательские дневники.

Малое поле зрения.

На данном этапе для развития темпа чтения уделяю большое внимание развитию  оперативного поля чтения учащихся.  Для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличивать число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий. Я провожу работу над развитие оперативного поля чтения, посредством специальных упражнений.

 Игра « Что вокруг?»

 Вешаю перед ребенком на уровне глаз, на расстоянии 1,5 – 2 м от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Круг должен быть небольшим, примерно 1-2 см в диаметре. Эта точка будет помогать ребенку фиксировать взгляд перед собой, прошу ребенка, чтобы он, глядя в эту точку, назвал те предметы, которые он видит справа и слева от себя. Использую это упражнение в разной обстановке, чтобы ребенок не мог запомнить имеющиеся вокруг предметы.

На данном этапе я использую  упражнения «Пирамиды», «Словесные пирамиды», «Бросок-засечка», цифровые таблицы Шульте. (Приложение 4)

Антиципация – это смысловая догадка. Не раз я замечала за детьми при чтении, что многие слова, которые они читают, они не дочитывают до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Как показывает практика, не все ребята могут сразу справиться с такими заданиями. Но когда они овладеют умением выполнять данные упражнения, каждый ученик повышает навык чтения. Провожу такие упражнения как: «Доскажи строчку», Чтение с пропущенными окончаниями», «Занимательные модели», «Чтение наоборот», «Чтение текста через слово» (Приложение 5)

Постоянное использование этих заданий способствует эффективному развитию антиципации. Кроме того, их польза состоит в развитии словесно – логической памяти.

 Природный темп деятельности ребёнка  определяет, насколько быстро он читает. Я заметила, что когда ребенок медлителен и темп занятий высок, то он не успевает и быстро устает. Мои наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребенка имеет невысокую скорость. Вины ребенка в этом нет. Темп деятельности относится к динамическим характеристикам человека, являясь составляющим свойством его темперамента. Это свойство является врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Кроме того, скорость выполнения может зависеть и от других факторов, например, в результате низкого уровня концентрации и устойчивости внимания ребенок часто отвлекается, поэтому скорость работы также будет не высокой. Но надо помнить, что хотя темп деятельности и является врожденным устойчивым средством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно измениться. Это значит, что используя определенные упражнения, я могу увеличить темп чтения.

В своей работе я применяю следующие упражнения:

 «Многократное прочтение», « Молния», «Буксир».

Третий этап  формирования навыка правильного беглого чтения – коррекционный (4 класс). Эта индивидуальная работа. На этом этапе выявляю учащихся со слабо сформированным навыком чтения и провожу коррекционные упражнения.

Как показала практика, последовательное и систематическое использование мною упражнений способствует развитию навыка правильного беглого чтения. Применение системы упражнений позволило учащимся  повысить уровень чтения.

Проверка темпа и правильности чтения в моём классе показала, что прослеживается положительная динамика. К концу 4 класс все учащиеся читают целыми словами, а уровень темпа стал соответствовать темпу речи.

Заключение.

Судя по результатам диагностики, исходя из личных наблюдений, я утверждаю, что использование системы упражнений повлияло на то, что у учащихся сформировался артикуляционный аппарат, увеличился объём зрительных и слуховых восприятий, сформировалось устойчивое внимание, уменьшилось количество регрессий, вработался навык антиципаций и  как следствие, сформировался навык правильного беглого чтения.

Совершенствование технической стороны чтения повлекло повышение уровня  осознанности, выразительности, способствовало формированию устойчивого навыка чтения, что позволило учащимся получать удовольствие от самого процесса чтения.

Данная система упражнений может быть использована учителями начальных классов без ограничения по количеству учащихся в классе и их уровня обученности, так как предполагает дифференцированный подход к обучению.


Приложение 1

«Задерживаем дыхание»

Первый вариант — сделать глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержать дыхание, а на выдохе медленно посчитать от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета (учитель выполняет задание вместе с ребятами, регулируя темп счета).

Второй вариант — встать, распрямив плечи, удерживая голову прямо, одну руку положить на живот, вторую — на грудь (для контроля дыхания). На счет «раз» сделать молча глубокий вдох и задержать дыхание, на счет «два», медленно выдыхая воздух, плавно посчитать вслух от 1 до 5.

Третий вариант — исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. На счет «раз» молча сделать глубокий вдох, «два» — задержать дыхание, «три» — плавно выдохнуть воздух, медленно считая вслух от 1 до 10. Затем повторить упражнение в той же последовательности, считая вслух до 15, в дальнейшем до 20, до 30. Это упражнение в различных вариантах может предлагаться ребятам на протяжении всех лет обучения в начальной школе, главное — периодически изменять задание для детей, усложняя его, а также обращать внимание на то, что считать надо спокойно, ровно, не понижая голоса, чтобы в легких всегда оставался небольшой запас воздуха.

«Не дышать»

Полностью выдохнуть воздух и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить легкие воздухом путем нескольких коротких и активных вдохов.

«Свеча»

Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно подуть на воображаемое пламя свечи. Постараться дуть так, чтобы пламя легло и удержать его в таком положении до конца выдоха. Упражнение может выполняться с использованием узкой полоски тонкой цветной бумаги, которую ребенку следует держать в руке, близко перед собой и дуть на нее: тогда будет на-глядно видно, насколько ровно ложится пламя свечи.

«Торт именинника»

Представьте себе, что на день рождения вам испекли большой торт со свечками. Наберите в легкие как можно больше воздуха и задуйте свечи по одной или все одновременно.

«Погасите свечу»

Глубоко вдохнуть, задержать дыхание, а затем короткими толчками выдохнуть воздух и загасить пламя свечи: — Фу! Фу! Фу! Фу!

«Паровоз» («Чайник»)

Сделать глубокий вдох через нос, а затем короткими толчками через сомкнутые губы выдохнуть воздух, произнося: «Пффф», «пффф», «пффф».

«Надоедливый комар»

Вытянуть руки перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести их в стороны до отказа. На счет «два» на выдохе произнести звук «з-з-з», медленно и аккуратно соединить руки, чтобы «убить комара», который звенит перед вами. Движения на выдохе делать медленно и спокойно, чтобы не спугнуть комара. 

Игра-этюд «Покажи, как»

Покажите, как можно:

  • аккуратно сдуть пылинку со своего рукава, также аккуратно сдуть ее с кончиков пальцев вытянутой руки;
  • задуть одним разом все свечи на дедушкином именинном торте;
  • надуть воображаемый воздушный шарик так, чтобы он не лопнул;
  • сорвать воображаемый одуванчик и аккуратно подуть на него так, чтобы все парашютики разлетелись в разные стороны;
  • выдуть как можно больше мыльных пузырей из воображаемой игрушки, выдуть один большой мыльный пузырь и т. д.;
  • раздуть огонь в потухающем костре;
  • подуть на горячее молоко, чтобы сдуть пенку и т. д.

«Часы»

Исходное положение: стать, слегка расставив ноги и опустив руки вниз. Размахивая прямыми руками вперед и назад, предложите ребятам произносить слова: «Тик-так, тик-так», обращая внимание на свое дыхание. Упражнение по-вторить 10 — 12 раз.

«Трубач»

Упражнение выполняется сидя, при этом кисти рук складываются в виде «трубы». Необходимо сделать глубокий вдох, а затем, плавно выдыхая, вслух имитировать доносящиеся из трубы звуки: «П-ф-ф-ф». Упражнение повторить 4—5 раз.

«Подъем!»

Раннее утро, все спят (дети сидят за партами и изображают «спящее царство»), вдруг просыпается петух (дети встают, ставят ноги врозь, а руки опускают вниз). На счет «раз» петух поднимает крылья (руки в стороны), делает глубокий вдох и, постукивая по бокам, на выдохе громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!». Упражнение повторить 5—6 раз.

«Мы растем»

Упражнение выполняется стоя, ноги вместе, руки вверх. На счет «раз» глубоко вздохнуть, потянуться вверх и встать на носочки; на счет «два» — на выдохе медленно опустить руки, встать на ступни и вслух произнести: «У-х-х-х!». Упражнение повторить 4 —5 раз.

«Каша кипит»

Упражнение выполняется сидя, одну руку положить на живот, вторую — на грудь (для контроля дыхания). На счет «раз» сделать глубокий вдох и втянуть живот, «два» — выдохнуть воздух порциями, коротко произнося: «Ф-ф-ф-ф». Упражнение повторить 3 — 4 раза.

«Сдерживание дыхания»

Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

«Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].

Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.

«В лифте»

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Приложение 2

1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...

з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...       

С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...

Ба - бя бо - бё бу - бю бэ – бе бы - би

За - зя зо - зё зу - зю зэ - зе зы - зи

Фа - фя фо - фё фу - фю фы – фи фэ - фе

а - ля ло - лё лу - лю лы – ли лэ – ле

2. Чтение скороговорок.

Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.

Утром присев на пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.

Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор

С топором чинить забор.

3. Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения используем работу со структурными слоговыми таблицами.

4. Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения.

В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для работы над плавным чтением использую таблицы следующего вида:

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ           АОЕЯ          ЕАЁИО
ЯОЮ          АЮОЕ        ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ         УЁЮУ         ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ  

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ДА-ДА-ДА,   ДА-ДА-ДА,    ДА-ДА-ДА

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х 

Приложение 3

1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

козы – косы

трава – травы

ветер – вечер

взбежал – вбежал

2. «Найди лишнее слово»

(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)

Шляпа шляпа шляпы шляпа

Стол столб стол стол

Дом дом дом ком

Галка палка палка палка

Лапа лапа лапа липа

Попал пропал попал попал 

Мишка Мишка Миска Мишка

ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО

3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

4. Чтение цепочек родственных слов:

вода – водный – подводный

лес – лесной – лесник – подлесок

5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть

галка – галька

угол – уголь

6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.

Раз – ли – ва – лось          разливалось

Пу –те -шест–во–вать      путешествовать

За – швы – ря - ли             зашвыряли

7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛи

взлеТЕЛ

БРЫЗгаЛИ

ПРОкриЧАли 

Приложение 4

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

«Пирамида» 

Работа с таблицами Шульте

5

14

12

23

2

16

25

7

24

13

11

3

20

4

18

8

10

19

22

6

21

15

9

17

1

Слоговые пирамидки

              Р  1  о                                                       кос  1   арь

            Н   2   у                                                         пар     2        та

        Л       3      и                                                кар           3             та

   С            4           е                                      бал                 4                 кон

К               5               а                            дру                       5                        жба

 

Приложение 5

1. Чтение с пропущенными окончаниями.

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.

2. Доскажи строчку.

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не … (любила).

3. Занимательные модели.

- е-      (мел, сел, лес)

е - -     (еда, ели, ела)

е - - -   (енот, езда, ерши)

-е - -    (леса, село, пела)

4. Слова-невидимки

Я толстый и большой. С - - -

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

На мне кузнечики звенят. С - - -

А я - конечный результат. И - - -

(слон, стон, стог, итог)

5. «Чтение текста через слово».

Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.

«Дом, который построил Джек»

Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

В некотором царстве...
В некотором царстве, в некотором государстве...      
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

Еще один метод увеличения скорости чтения:

  1. Поставить четкую цель
  2. Выпрямиться
  3. Начать читать

Когда человек выпрямляется, то выпрямляется и его воля. Тело человека подчиняется сознанию и начинает работать более слаженно.

Еще один проверенный способ увеличения скорости чтения

  1. Присесть 10 раз
  2. Начать читать

Данный способ увеличения скорости чтения основан на том, что после приседаний, организм читателя возбуждается  и выходит из полусонного состояния, в котором он вероятно, мог находиться. Бодрый человек будет читать быстрее и собраннее полусонного 

Упражнения для развития техники чтения.

  1. Чтение вслух.
  2. Чтение про себя.
  3. Чтение жужжащее.
  4. Чтение хором.
  5. Чтение в темпе скороговорки.
  6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
  7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
  8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
  9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
  10. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают  слово, где остановился учитель.

  1. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
  2. «Прыжки». Чтение через слово.
  3. . «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
  4. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.
  5. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
  6. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
  7. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
  8. «Фотоглаз»:

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

  1. «Угадай»:

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решетку.

  1. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
  2. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
  3. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Некоторые примеры заданий этого вида для учащихся первого класса:
 
а)  зима       б) зима           в) Пришла зима, 
     зимний       зимушка          друг – дружеский 
     зимовать     Пришла зима   сильный — смелый
    
Детям второго класса предлагаются для чтения более сложные задания. В них присутствуют слова, записанные в столбик и в строчку, небольшие предложения. Подбирая задания для подобных упражнений, учитель может специально использовать слова, словосочетания и предложения, при чтении которых может быть организована сопутствующая работа по повторению правил правописания, развитию речи учащихся. Например:

ученье
ученик
ученый
буря, вьюга, метель, поземка
Чтение — вот лучшее ученье.

В третьем и четвертом классах дети в состоянии справиться с чтением целых «пирамид» или «лесенок» слов, словосочетаний, предложений, которые педагог может составлять сам или заранее выбирать из текста. Если слова выбираются из знакомого детям текста, то упражнение проводится перед проверкой домашнего задания; если из незнакомого, то перед чтением на уроке нового художественного произведения. Например: перед чтением сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»:
бури
ветры
ураганы
разыграйся
замораживая
выхолаживая

Перед выполнением всех заданий подобного типа ребятам снова дается установка: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее, постарайся его понять.

Слова для чтения таких «пирамид» слов учитель может подбирать сам, предлагая их учащимся, начиная с уроков обучения грамоте, и проводить в различных вариантах. Например:
а) чтение слов с так называемой 
                                        «сквозной буквой»:    
садик    
ведро    
падать    
лодочка    
задавать    
радостный

б) чтение слов, начинающихся на одну букву: 
газ 
град 
город 
глобус 
граница 
 

«Найдите слово»

Прочитайте слова, одновременно по выделенным буквам попробуйте найти и прочитать новое слово. 

сок
носки

   сам    

 Света 
   место 
 каток 
 кукла 
  магазин

 

Прочитайте слова, записанные в столбик. А теперь прочитайте сверху вниз новое слово, составленное из первых букв слов, а затем — снизу вверх, составленное из последних букв.

зола
арык
год
ангина
долг
кора
алмаз


Чтобы взгляд ребенка во время чтения плавно скользил по читаемому, независимо от того, как расположены слова, словосочетания, предложения (в строчку или столбик), детям можно предлагать задания на чтение в указанном направлении.

  • Прочитайте слова, двигаясь согласно стрелкам.
  • Прочитайте слова в столбиках так, как указывают стрелки: сначала сверху вниз, а затем снизу вверх.
  • Быстро прочитайте слова согласно стрелкам: сначала те, что записаны в столбиках, затем — в строчках, будьте внимательны.

 
Как известно, особый интерес у учащихся начальной школы вызывают задания игрового, творческого характера, задания на смекалку и внимание. 

«Лесенка»

Самостоятельно составьте лесенку из слов, начинающихся с буквы Д, так, чтобы каждое последующее слово на одну букву было длиннее предыдущего.
 
Д _    До
Д _ _    Дом
Д _ _ _    Дача

Диван               Д _ _ _ _

Дерево             Д _ _ _ _ _

Деревня           Д _ _ _ _ _ _

 

«Слоговой аукцион»

Прочитайте слова, начинающиеся с одного и того же слога, продолжите этот ряд (для облегчения восприятия слог выделяется).

КОра, КОжа, КОза, КОтел, КОвер, КОроль, КОрабль и т. д.


Прочитайте слова, в середине которых находится слог «ТО», придумайте свои слова:

моТОцикл, поТОлок, кофТОчка, веТОчка 
и т. д.


Прочитайте слова, которые заканчиваются на — «ЦЫ», дополните ряд: 

птиЦЫ, гонЦЫ, огурЦЫ, ножниЦЫ, мастериЦЫ, постояльЦЫ и т. д.

«Жили-были звери»

Найдите и прочитайте названия зверей, которые живут в зоопарке.

«Выросли на грядке»

Найдите в квадрате названия овощей, а прочитать их можно, шагая вниз, вверх, вправо, влево. Двигаться по диагонали нельзя.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.